Введение
В данной работе будет рассматриваться управление проектом замены автоматизированной банковской системы (далее – замена АБС) со стороны заказчика.
Банк, где внедряется описываемая в работе банковская система, занимает лидирующие позиции в банковском секторе и входит в число десяти самых крупных банков России. Банк имеет 95 500 простых акций, с номинальной стоимостью RUR16,820 каждая и является лидером по международным расчетам, составляя приблизительно 10 процентов рынка.
Банк был основан в 1989 как первое совместное предприятие советских и иностранных банков. Его основной бизнес был построен на обеспечения банковских услуг для ориентированных на экспорт российских компаний и действий на появляющихся финансовых рынках России. Банк успешно завоевал значительную долю банковского рынка, где он активно работал. Это гарантировало прирост прибыли и устойчивый рост акций. В 1998 году, как и все банки России, наш банк понес существенные потери, что сказалось и на акциях банка, но, не смотря на это банк, расплатился по всем своим обязательствам и, хотя закончил финансовый год в минусе, но смог расширить свои позиции на рынке. После кризиса Банк был повторно капитализирован. Вследствие слияния двух крупных западных банков, один из которых являлся нашим акционером, мы в 2000 году мы поглотили крупный банк одной из западноевропейских. Слияние компаний дало нам сильное повышение развития розничного банковского бизнеса. В 2001 – 2003, банк показал быстрое развитие, со средним показателем ROE более чем 30%. К числу главных направление деятельности банка относится обслуживание юридических лиц, физических лиц и элитных частных клиентов, а так же корпоративное финансирование и собственные операции на финансовых рынках.
Макроэкономическая окружающая среда, анализ банковского рынка и тенденции развития.
Ожидается, что ежегодно рост банковского сектора в среднем составит приблизительно 8 – 10 процентов. Основанием для роста является:
- Низкие процентные ставки и повышающаяся доходность увеличили число компаний, которые могут позволить себе взять кредит в банке и позволяет более широко использовать финансовые услуги
- Возвращение веры населения к банковской системе и повышение доходов способствует росту частных вкладов; введение федеральной системы страхования вклада, как ожидается, ещё больше увеличит этот рост
- Потребительский бум на более качественные и дорогие товары, определяет спрос на потребительское кредитование
- Есть неудовлетворенность клиентов, корпоративных и розничных, с уровнем и качеством обслуживания
- Самые большие российские банки планируют развиваться в универсальные банки
- Все крупные российские банки строят свои стратегии развития быстрого роста через слияния с другими банками
Долгосрочные возможности в банковском секторе видятся в следующем:
· Быстрый рост российской экономики представляет хорошие возможности для привлечения новых клиентов и укрепления позиции банка на рынке.
· Есть возможности для распространения в регионах. Через строительство региональной сети или покупки уже существующей
· Высокое требование по качеству обслуживания и надежности создает возможность сосредоточиться на предоставление услуг ориентированных на это тем, кто готов за это платить
Долгосрочные угрозы
· Высокая зависимость российской экономики к международным товарам
· Возможность кризиса банковской системы, являющегося результатом экономического замедления и неплатежей заемщиков
· Неустойчивый темп реформ, которые могут завершиться из-за просчета в оценках рыночного потенциала
· Высокое соревнование за квалифицированный персонал
Наш банк разносторонне развивает на нескольких рынках, чтобы гарантировать стабильные позиции на изменчивом российском рынке
Действия банка сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и других основных регионах России.
Основная деятельность банка направлена на четыре главных рынка:
· Крупные российские компании и индустриальные группы, где банк уже имеет сильные позиции
· Российский корпоративные компании среднего размера
· Иностранные компании, работающие в России
· Появившиеся средние классы России, прежде всего в Москве и других крупных городах России.
Банк нацелен на работу с крупными компаниями или конгломератами компаний, производящих конкурентоспособные товары и услуги, которые имеют хорошие перспективы для продажи внутри страны и за границей, перспективные предприятия в разных отраслях промышленности.
Есть несколько сотен крупных индустриальных компаний, которые доминируют в российской экономики. Многие из них являются неизвестными основной части общественности. Эти компании обычно управляются одним владельцем или маленькой группой владельцев. Сфера деятельности этих компаний связана с природными ресурсами и ориентирована на экспорт. Они сконцентрированы в следующих секторах экономики: энергетики, металлургии, деревоперерабатывающей. Однако, есть множество других отраслей промышленности с сильными перспективами роста, которые становятся привлекательными для компаний. Намечается консолидация компаний в группы и их развитие в новых отраслях промышленности. Эти компании имеют сильные позиции в промышленности и секторе обслуживания и составляют существенную пропорцию валового внутреннего продукта России и очень большой части инвестиций. Для обслуживания этих клиентов требуется все более расширяющийся диапазон финансовых услуг. Основные продукты будут:
- различные формы длинного и краткосрочного финансирования, необходимые для финансирования их инвестиций и текущих действий
- услуги внешней торговли и связанные с этим документарные операции, большинство этих компаний работают на международном рынке
- казначейские продукты
- наличные услуги управления, которые будут все более необходимы, для улучшения эффективности холдингов и групп компаний, вместе с расчетами и различными депозитами
- банковские инвестиции и финансовые консультативные услуги (ценные бумаги, IPO’s, продажи активов и др.)
- услуги управления активами
- корпоративные зарплатные схемы
Основными клиентами являются компании среднего размера, которые также
· управляются крупными индустриальными группами или конгломератами
· независимые поставщики и покупатели больших корпораций
· другие ведущие компании в регионах присутствия банка
Нет никакой достоверной статистики по компаниям среднего размера в России. Оценено, что есть приблизительно 4 000 – 6 000 компаний в России объемы продаж, которых находятся между 5 миллионами $ и 50 миллионами $. Их вклад в валовой внутренний продукт России оценен приблизительно в 8 – 12 процентов. Наш банк оценивает, что из общего числа этих компаний приблизительно 1000 компаний, являются его корпоративными клиентами среднего размера. Очевидно, что многие из компаний среднего размера росли так же быстро, как и крупные российские компании, а может и ещё быстрее. Через какое-то время, некоторые из этих компаний станут достаточно большими, чтобы стать крупными компаниями.
Компании среднего размера главным образом сосредоточены на внутреннем рынке. Статистики по этим компаниям недостаточна, но можно говорить, что в пределах их региональных рынков, многие из компаний среднего размера обладают существенной экономической властью; они привыкли к статусу клиентов ОЧЕНЬ ВАЖНОГО ЛИЦА в своих местных банках и требуют такой подход к обслуживанию и от других финансовых учреждений, которые приходят в регион. Эти клиенты требуют большого диапазона финансовых услуг. Ключевыми продуктами являются:
- различные формы длинного и краткосрочного финансирования, необходимые для финансирования их инвестиций и текущих действий
- наличные операции, платежи и услуги по расчетам
- некоторые из них могут интересоваться услугами внешней торговли и казначейскими изделиями
- некоторые из них могут интересоваться услугами управления;
- банковские инвестиции и финансовые консультативные услуги (ценные бумаги, IPO’s, продажи активов и др.)
- услуги управления активами
- корпоративные зарплатные схемы
Основными клиентами являются, прежде всего появившиеся средние классы. Россия характеризована высоким дифференцированием дохода. Половина потребителей сконцентрирована в 20 процентах населения и 10 самых крупных городах, из которых выделяется Москва. В 2005 году, приблизительно 17 процентов населения России имели ежемесячный доход более чем 800 $. Приблизительно 30 процентов частных лиц с ежемесячным доходом более чем 800 $, живет в Москве и Московской области. Социальное дифференцирование особенно явно прослеживается в Москве, где самые богатые 20 процентов получают две трети всех денежно-кредитных доходов. Все же экономический рост России, как ожидается, произведет быстрое расширение числа людей в средний класс, особенно в регионах. К 2010, средний класс (то есть люди с доходом на душу более чем 800 $ в месяц), как ожидается, составят 30 процентов от общего количества. Эти клиенты требуют большого диапазона финансовых услуг. Ключевые продукты являются:
- различные формы длинных - и краткосрочных кредитов, прежде потребительские кредиты, автокредитование и жилищные кредиты
- различные формы сберегательных и инвестиционных изделий, сберегательные депозиты и паевые фонды
- наличные услуги
- платежи
- депозитные ячейки
Эти клиенты охватывают широкий диапазон маленьких компаний в разных отраслях промышленности. Согласно официальному определению мелкий бизнес при наличии в компании 100 служащих в промышленности и 30 в розничной торговле. Около 75 процентов мелкие компании принадлежат физическим лицам. Россия имеет слаборазвитый сектор мелкого бизнеса. Текущий уровень был, достигнут в России в середине 1990-ых, и с тех пор никакого прогресса не было достигнуто. Около16 процентов населения задействовано в мелком бизнесе. Большинство мелких компаний в России сконцентрировано в торговле и поставке (более чем 40 процентов полного товарооборота в розничной торговле и более чем половине товарооборота в оптовой торговле) и строительстве. Географически большинство мелких компаний сконцентрировано в Москве (20 процентов от общего количества), Санкт-Петербург (12 процентов), Московская область (5.2 процента), Самарская область (3 процента). Аналитики предсказывают, в перспективе рост мелких компаний среднего размера. Наш банк будет контролировать развитие мелких компаний в России, и анализировать развитие этого бизнеса и возможностями, появляющимися там.
Конкурентная борьба
Главные конкуренты нашего банка на основных рынках являются:
- крупные российские банки, контролируемые правительством: ВТБ, Сбербанк
- большие международные банки, прежде всего Citibank и Raiffeisenbank
- крупные российские частные банки, прежде всего Альфа банк, Росбанк, и др.
- Российские региональные банки в областях фактического или ожидаемого присутствия банка
- иностранные и внутренние рынки капитала, как источники финансирования для больших компаний
Сбербанк - единственный действительно большой банк в России, остальная часть отрасли высоко фрагментирована:
- Российские конкуренты определили стратегию развития в финансовые корпорации, предлагающие большой выбор продуктов, обслуживающие все местные сегменты рынка
- Банки конкурируют прежде всего на цене предоставляемых услуг, нет почти никакого дифференцирования в предлагаемых продуктах или услугах
- Соперничество среди главных банков для того, чтобы выиграть доминирующие позиции на российском финансовом рынке услуг
- Иностранные конкуренты присоединились к драке и расширяют свой бизнес на новых рынках
- Они лучше капитализированы, и их капитал обычно существенно больше, чем у нас
- Они имеют большие коммерческие сети как в Москве, так и в регионах.
В результате, некоторые конкуренты развиваются быстрее чем наш банк. Интенсивное соревнование за рыночную долю акции, сосредоточенной на цене и количестве ликвидного капитала оказывает давление на основной бизнес банка.
Долгосрочные возможности в конкурентной борьбе
- Конкуренция сильна, но нет никаких укрепившихся лидеров и установившихся привязанностей клиента. Это представляет хорошие возможности для банка, чтобы утвердиться, как лидер российского банковского дела
- Банки конкурируют в ценовом диапазоне; есть возможность завоевать позиции на рынке, избегая борьбы в ценовой конкуренции и найдя другие средства для привлечения клиентов.
Можно выделить следующие основные достоинства банка, которые являются главными компонентами цепочки ценности.
Маркетинг
- Установлены отношения с большим количеством крупных компаний России
- Банк является признанной маркой в корпоративном банковском деле, обладает репутацией надежности и качества среди крупных компаний России
Продажи
- Сравнительно хорошее качество обслуживания для корпоративных и розничных клиентов
Продукты
- Сравнительно хороший портфель продуктов для корпоративных клиентов
- Репутация качества и лидерства в некоторых продуктах для корпоративных клиентов (например синдицированные кредиты, документарные продукты, валютные операции)
- Сильные позиции в одном розничном продукте (автокредитование)
Человеческие ресурсы
- Опытные и профессиональные сотрудники со большим опытом работы в большинстве ключевых позиций, которые обеспечивают основу для корпоративной культуры Банка
- С уровнем профессионализма выше, чем в среднем на рынке
ИТ
- Сравнительно современная платформа, направленная на работу с корпоративными банковскими продуктами
Управление рисками
-
Сильная система управления рисками, хорошо проверенная. Особенно, в области корпоративных кредитов, рыночных рисков и рисков ликвидности
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|