Три волны
Первый этап совмещения бизнеса и ИТ представлялось возможным реализовать на основе автоматизации существующих бизнес-процессов, появившихся в докопьютерную эпоху. Практика показала, что этот подход очевиден, но не правилен. Если использовать аналогию с обычной архитектурой, то эта ситуация аналогична попытке использовать кирпич для веревочного моста. Потребовалась перестройка бизнес-процессов в соответствии со спецификой компьютерных технологий.
Наступил второй этап – время реинжиниринга бизнес-процессов. Предполагалось, что архитекторы информационной системы предложат новую структуру организации бизнеса, максимально совместимую с информационными технологиями. Этот период совпал с увлечением ERP-системами и средствами моделирования бизнес-процессов. По аналогии с архитектурой это означало проектирование здания с учетом специфики строительных материалов и целей эксплуатации здания. Архитектор предлагает целиком построить многоквартирный дом из железобетонных плит.
Но горизонт опять отдалился. Оказалось, что современное предприятие – очень мобильная структура. Чтобы сохранять свои позиции на рынке, нужно постоянно меняться. Теперь приходится перестраивать корпоративное «здание» без выселения жильцов и остановки лифтов. Старые добрые времена, когда один раз правильно «настроенное» предприятие могло функционировать годами ушли в прошлое. Тому есть несколько веских причин.
Передел и расширение рынков сопровождается чередой слияний и поглощений в различных отраслях экономики. Это приводит к необходимости обеспечивать интеграцию различных корпоративных культур и знаний, перетряхивать корпоративное здание сверху донизу.
Необходимость получения дополнительных конкурентных выгод приводит к необходимости глубокой специализации бизнеса. Это заставляет компании отказываться от непрофильных производств и широко применять аутсорсинг. Обострение конкуренции создает необходимость постоянного обновления товаров и услуг. Активно внедряются гибкие технологии и системы контроля качества. Бизнес-процессы выстраиваются под частую смену продуктовых линеек.
Технологический прогресс привел к стремительному удешевлению телекоммуникаций. Стало возможным информационное объединение географически распределенных бизнес-структур и пышным цветом расцвел информационный аутсорсинг, от call-центров до дистанционной разработки программного обеспечения. Развитие средств мобильной связи породило новые маркетинговые возможности. Информационные технологии теперь интегрируются буквально во все технологические процессы.
Однако, существующая информационная инфраструктура оказалась самым инертным звеном в процессе трансформации предприятий. Это связано с невероятно высокой сложностью информационных система – самых сложных систем, сделанных руками человека.
Ответ на вызов – управление архитектурой предприятия
Непрерывный реинжиниринг бизнес-процессов стал сдерживаться неповоротливостью ИТ. Возник все более осознаваемый спрос на управление архитектурой предприятия. В традиционной архитектуре это означало бы постоянную перестройку здания без выселения и прерывания работы. Можно себе представить такой организационный кошмар, чтобы понять колоссальную сложность задач, стоящих перед реализацией такой модели развития бизнеса.
Ответом ИТ на такой вызов стала концепция сервис-ориентированных архитектур. Однако, перестройка существующей ИТ-инфраструктуры на новые рельсы - задача невероятной сложности. Появилась потребность в инструментах согласования бизнеса компаний с развитием ИТ и стратегическим планированием развития ИТ (в том числе в сторону сервис-ориентированной архитектуры) без остановки поддержки ключевых бизнес-процессов существующей ИТ-инфрастурктурой.
Острая необходимость в использовании инструментов и методологий по управлению архитектурой предприятия наблюдается, прежде всего, в крупных компаниях и учреждениях. Можно выделить несколько основных задач, стоящих перед системами класса «Управление архитектурой предприятия» (или EAM – Enterprise Architecture Management).
Планирование и сопровождение крупных ИТ-проектов
Крупным компаниям приходится все чаще сталкиваться с проблемой управляемости крупных ИТ-проектов. Ошибки, допущенные на ранних этапах реализации такого проекта, приводят к огромным проблемам на более поздних этапах. Выход видится в использовании средств сопровождения жизненного цикла информационных систем. Обычные системы сопровождения разработки информационных систем охватывают только небольшую часть такого цикла: разработка, тестирование, развертывание и эксплуатация.
Средства управления архитектурой предприятия реализуют полноценную поддержку жизненного цикла с самых ранних стадий: анализ бизнес-требований, разработка архитектурных решений, оценка, приоритизация, подготовка бюджета, проектирование или приобретение информационной системы.
Реорганизация предприятия
Проекты реорганизации, вызванные слиянием, поглощением, разделением или иным изменением структуры компании требуют сегодня, прежде всего, скрупулезной работы по интеграции или разделению их информационных инфраструктур. Для ИТ-менеджеров такая работа превращается в управленческий кошмар. Особую сложность представляет обеспечение единых корпоративных стандартов в различных структурных подразделениях. Средства управления архитектурой предприятия берут на себя часть нагрузки по управлению процессом структурной реорганизации.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Главную сложность при реинжиниринге бизнес-процессов в компании представляет обеспечение непрерывной бизнес-поддержки со стороны ИТ. Изменившийся бизнес-процесс может потребовать другого ИТ-ландшафта и важно обеспечить своевременность трансформации ИТ-инфраструктуры. Средства управления архитектурой предприятия могут также обеспечить оптимизацию бизнес-поддержки за счет удаления избыточности на уровне поддержки бизнес-функций.
Оптимизация и приоритизация проектов ИТ
Широко известные факты о планировании в области ИТ говорят о его плачевном состоянии. От 20% до 30% проектов мало или вообще не представляют ценности для бизнеса, 25% проектов могут дать тот же результат с меньшим риском и снижением стоимости их реализации. 75% менеджеров ИТ имеют проблемы с охватом портфеля проектов и используют хаотические, трудно воспроизводимые процессы планирования. Только 84% менеджеров ИТ создают бизнес-описание для ключевых проектов и 89% не используют в проектах никаких метрик кроме финансовых.
Средства управления архитектурой позволяют сделать процесс приоритизации и документирования проектов прозрачным и управляемым. Внедрение систем EAM связано также с использованием проверенных методик по планированию, что серьезно повышает качество отбора проектных решений.
Внедрение единых внутрикорпоративных стандартов
Несвязность и сложность ИТ-ландшафта затрудняет инициативы по созданию многофункциональных решений и информационных систем.
Путем к снижению инвестиционных и эксплуатационных расходов является внутрикорпоративная стандартизация, охватывающая как бизнес-подразделения, так и подразделения, отвечающие за ИТ. Такая стандартизация может быть проведена только с учетом всех элементов бизнес-архитектуры и ее взаимосвязи с ИТ-архитектурой. Средства управления архитектурой позволяют увязать текущий ИТ-ландшафт с набором стандартов, обеспечивающих переход к некоторой целевой архитектуре, например, основанной на сервис-ориентированных приложениях.
Управление качеством продуктов и сервисов
Применение лучших практик и стандартов обеспечения качества сервисов и продуктов сегодня практически невозможно без реализации эффективной бизнес-поддержки со стороны ИТ-инфраструктуры компании. Однако, планирование такой бизнес-поддержки представляет большую проблему в крупных. Использование систем управления архитектурой предприятия позволяет реализовать эффективное управление качеством продуктов и сервисов через обеспечение постоянной и полноценной бизнес-поддержки ключевых бизнес-процессов, функциональных продуктов и услуг. Планирование бизнес-поддержки становится процессом, интегрированным в план развития ИТ компаний. Набор метрик, увязанных с задачами управления качеством, позволяет осуществлять мониторинг информационных систем и осуществлять упреждающее планирование развития ИТ-инфраструктуры.
Управление соответствием лучшим практикам и стандартам
Возрастание роли ИТ в реализации ключевых бизнес-процессов крупных компаний поставило вопрос о формализации процедур управления ИТ-инфраструктурой. Подобная формализация идет по пути формирования набора лучших практик и стандартов, которым должны соответствовать информационные инфраструктуры и ИТ-службы компаний.
Наиболее известные стандарты, применяемые для регулирования деятельности ИТ: SOX, Solvency II, Basel II, MiFID.
Начиная с 2006 года, компании, зарегистрированные в Федеральной комиссии по ценным бумагам США (SEC), в том числе и российские, планирующие разместить ценные бумаги на американском фондовом рынке, для проведения процедур соответствия новым требованиям регулирующих органов, должны прибегать к дорогостоящим услугам аудиторов. Другой путь – использование методологии «постоянного соответствия», предполагающей использование технологий и программного обеспечения, уменьшающих потребность во внешних процедурах аудита.
Средства управления архитектурой, включающие модули управления соответствием (Compliance Management) позволяют реализовать методологию «постоянного соответствия».
Что такое архитектура предприятияАрхитектура предприятия – это описание текущей и целевой структуры предприятия и процессов, протекающих на предприятии для реализации целей, стратегий и политик деятельности предприятия. Архитектура предприятия может содержать различные категории объектов и взаимосвязей между ними. Описание архитектуры предприятия является набором метаданных т.е. информационной моделью предприятия.
Обычно выделяют несколько условных уровней описания архитектуры предприятия:
- Уровень предприятия: цели, стратегии, корпоративные политики, бизнес-потенциалы.
- Уровень бизнеса: организационная структура, бизнес-процессы, бизнес-функции,
- Уровень приложений: бизнес-приложения, интерфейсы, информационные потоки.
- Информационный уровень: концептуальные, логические и физические модели данных, метаданные.
- Технический уровень: аппаратное обеспечение, ПО, платформы, компоненты, датацентры и т.д.
Источник: http://в сокращенном виде опубликовано в журнале Открытые системы #03/2007 |