Описание существующей АБС
Текущая банковская система MIDAS была куплена и внедрена в 1991 году. Эта система преимущественна, направлена на работу с корпоративными клиентами. Это было обусловлено рынком того времени, когда основной капитал содержался на счетах компаний, появившихся после приватизации. В то время как у частных лиц капитала практически не было. В начале девяностых практически отсутствовал средний класс. Фирма Misys (бывшая Midas Kapiti), поставщик АБС MIDAS в начале 90 решила захватить развивающийся банковский рынок России, который в то время практически не имел действительно конкурентно способных банковских систем. Наш банк являлся второй компанией, которая купила банковскую систему MIDAS, на то время являющейся одной из лучших и не имеющей аналогов на нашем рынке. Вслед за нами ещё несколько крупных банков перешли на эту систему.
Система MIDAS имеет неплохой функционал для ведения операций по корпоративным клиентам, но практически не ориентирована на розничный бизнес. Конечно, осуществлять обслуживание счетов частных лиц возможно, но существенно расширить продуктовый ряд практически невозможно. Все последние продукты для частных лиц были созданы благодаря незаурядной изобретательности внутренних разработчиков. Так же в MIDAS никогда не существовало российской локализации (соответветствие российским стандартам и требованиям Банка России). Внутреними разработчиками написано около 25 собственных модулей и выполнено более 50 запросов банка на изменение функционала, из написанных модулей можно выделить следующие:
· Операции в национальной валюте
· Кассовый модуль
· Модуль конверсионных операций
· Модуль регулярных комиссий
· Карточный модуль
· Модуль автоматического создания платежей
И другие модули.
Так же компанией Misys было выполнено 8 модулей, а в начале 2000 г наш банк перешел на новую версию АБС MIDAS, поддерживающую много бранчивую структуру. Это необходимо было для реализации интервенции в регионы и открытия новых представительств. До недавнего времени эта система с учетом доработок позволяла нам не отставать от своих главных конкурентов в банковском бизнесе, хотя и были нарекания от пользователей системы о недружественном интерфейсе системы, например для заведения клиента необходимо было заполнить несколько экранов, где некоторые поля были неоднозначно определены для заполнения, вследствие чего у неопытных пользователей системы происходила путаница. Так же к минусам текущей банковской системы можно отнести невозможность работы пользователей в системе при операции закрытия операционного дня и не совсем корректно написанные программы, которые в некоторых случаях влияли на продолжительность закрытия операционного дня.
Так совсем недавно, в начале октября наш банк в течение полудня не мог предоставлять услуги клиентам, вследствие некорректной работы одной из программ при закрытии операционного дня, продолжительность сбоя этой программы составила 12 часов.
После принятия новой стратегии банка направленной на расширение бизнеса и предоставлении клиентам услуг ориентированных на качество и надежность обслуживания, а так же целей направленных на воплощение этой стратегии стало понятно, что текущая банковская система не сможет удовлетворять этим требованиям в полном объеме.
Количество клиентов – частных лиц возрастает настолько быстро, что уже в обозримом будущем закончатся используемые для этой группы клиентов номера счетов. Но это ещё не катастрофа, банк может перейти на другую группу номеров счетов для частных лиц, но существует другая проблема, которая суть проблемы не устраняет. Компания Misys сделала экспертную оценку пятилетнего плана банка, в котором указана цифра 400 000 клиентов к 2009 году, и официально ответила, что текущая версия MIDAS не сможет поддерживать клиентскую базу при количестве клиентов уже более 200 000.
Так же предпосылками для замены АБС послужил тот факт, что в конце 2008 года у нас истечет текущая лицензия MIDAS и нам придется все равно продлевать её или переходить на новую версию MIDAS, а это по ценам практически сравнимо с покупкой новой банковской системы.
Конечно, не все пользователи банка хотят перейти на новую систему, и они удовлетворены возможностью текущей банковской системы, но если наш банк действительно хочет значительно расширить свой бизнес, то замена текущей банковской системы становится неизбежна. И для успешного внедрения новой АБС необходимо осознание каждым сотрудником банка важности этого момента.
На мой взгляд, текущая версия АБС банка действительно устарела и требует модернизации. Даже разработчик этой системы компания Misys признает это и больше не продлевает поддержку системы MIDAS этой версии и предлагает перейти на более новые версии своего продукта. Появившиеся сравнительно недавно банковские системы имеют больший функционал и лучший пользовательский интерфейс, поэтому вопрос о замене банковской системы я считаю достаточно актуальным и требующим решения.
Структура требований к новой АБС.
Для разработки требований к новой АБС были приглашены внешние консультанты, компания ОТР, которые составляли требования на основании предоставляемых банком услуг и текущих бизнес процессов, а также на основании набора услуг и бизнес процессов, которые будут поддерживаться банком в бедующем.
Для составления требований к новой банковской системе использовались опоросы бизнес подразделений и документация по текущей функциональности системы, а также представленная банком концепция развития архитектуры и предоставления новых услуг и продуктов клиентам банка.
На основании собранной информации и моделирования бизнес процессов были составлены требования к новой системе.
Для описания соответствия требования необходимо было дать детальные ответы на вопросы. Краткие ответы и ответы в виде “Да”, “Да, частично”, “Нет” и т.п. к рассмотрению не принимались. Если требование не поддерживается, в графе “Поддержка системой” необходимо было подробно указать, в какой степени система не удовлетворяет требованию и указать ориентировочные сроки доработки системы или указать название дополнительного приложения, которое поддерживает данное требование и с которым имеется интерфейс. В случае поддержки требования в системе необходимо дать ее детальное описание в терминах системы.
Составленные требования можно разделить на три больших блока – функциональные, технические требования и требования к поставщику АБС. Каждый блок состоит из нескольких групп, каждая группа представлена детальными требованиями предъявляемые к новой АБС. В силу большого объема детальное представление требований не представляется возможным. Так по функционалу было определено около 1000 требований, технических около 200 требований, а требований к поставщику около 50. Список основных требований приведен в Приложении 1
Данные требования учитывают все существующие операции, с которыми работает наш банк на рынке банковских услуг, и так же предусматривают расширение предоставляемых банком услуг. С одной стороны конечно соответствие новой АБС этим требованиям позволит банку существенно расширить свой продуктовый ряд и произвести модернизацию IT технологий, которая будет отвечать целям развития стратегии банка, с другой стороны такое большое количество требований не сможет удовлетворить ни одна “коробочная” система. Соответственно, как результат или часть функционала будет не выполнена или придется писать систему под банк для удовлетворения всех или большей части требований, а это связано с дополнительными расходами и времен разработок под требования заказчика.
На мой взгляд, было бы достаточно, что бы новая АБС поддерживала текущий функционал системы, плюс более развитый и отвечающий современным требованиям функционал розничного бизнеса банка. Ведь как говорилось в ведении и стратегии развития, корпоративный бизнес достаточно хорошо развит в банке и набор предоставляемых нашим банком услуг и продуктов соответствует потребностям клиентов, главной же проблемой в данный момент является развитие розничного бизнеса банка. Поэтому требования к новой банковской системе и должны были разрабатываться исходя из этих предпосылок. Часть требований, которые выдвигались к новой АБС были лишними и могли быть реализованы потом, после перехода на новую АБС доработками отдельных модулей.
В итоге в процессе кастомизации большинство необязательных требований будет опущено и оставлено на доработку в будующем. В основном это относится к модулям, которые были разработаны внутри банка и интегрированы с текущей банковской системой Midas. Переписывание этих модулей под новую систему требует значительных дополнительных средств, а так же времени ПРОДОЛЖЕНИЕ
|