— Расскажите, пожалуйста, какие тенденции характерны сейчас для рынка банковских IT-технологий?
— Эти тренды я бы разделил на две группы. К первой группе можно отнести автоматизацию направлений, которые стали актуальны благодаря кризису. Эти направления относительно узкие и не затрагивают банк в целом. К ним я могу отнести автоматизацию коллекторских подразделений, потребность в которой стала более востребована из-за растущей просрочки по портфелям. Кроме того, в кредитной области стала более востребована автоматизация и поддержка всех процессов, связанных с рефинансированием: куплей и продажей кредитных пулов. Число таких сделок за время кризиса не уменьшилось, напротив, их актуальность возросла. Банк покупатель, как правило, заинтересован, чтобы офисы банка-продавца продолжали обслуживать заемщиков. Поэтому IT-продукты, которые автоматизируют сервисинг, тоже сейчас востребованы.
Высоким спросом пользуется все, что направлено на автоматизацию дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Из-за кризиса экстенсивное развитие банковского бизнеса за счет открытия новых отделений сейчас непопулярно в силу высоких издержек: банки делают ставки на развитие дистанционного взаимодействия с клиентами (интернет-банкинг, sms-банкинг, WAP-банкинг, устройства самообслуживания, терминалы). Еще одна категория продуктов, на автоматизацию и поддержку которой поступает много заказов, — это все продукты, нацеленные на повышение доли комиссионных доходов банка.
Другая группа трендов носит глобальный характер. Речь идет о централизации банковских систем. Кризис ускорил процессы слияний и поглощений, поэтому централизация стала более востребована по двум причинам. Первая — повышение управляемости и прозрачности укрупняемых структур. Вторая — необходимость сокращения расходов. Даже те банки, которые не участвуют в сделках M&A, продолжают инвестировать в IT-системы, так как централизация бизнес-процессов позволяет сократить персонал в филиалах. Например, спрос на систему «ЦФТ-Банк» не уменьшается, что связано в том числе с тем, что мы доказали на практике способность системы работать в режиме реального времени на единой базе данных с учетом различных часовых поясов.
В целом масштабные тенденции для сегодняшнего банковского рынка — сделки по слияниям и поглощениям с участием государства, иностранных инвесторов, банков с российским капиталом — приводят к росту спроса на IT-решения, которые способны поддержать обработку в режиме единой базы данных больших объемов информации. Мы ведем сейчас ряд проектов по централизации систем «Уралсиба», МДМ-банка и Урса банка, Газпромбанка, Оргрэсбанка, СБ РФ и других кредитных организаций из топ-50.
— В конце прошлого года эксперты рынка прогнозировали грядущее сокращение банками IT-бюджетов и связанное с этим закрытие ряда проектов? Какова текущая ситуация?
— Предсказание сбылось — в целом по рынку сокращение IT-бюджетов произошло. Но здесь я бы поделил банки на три группы, для каждой из которых характерны общие черты. Первая группа — возникающие на волне кризиса новые банковские структуры. Как правило, такие банки имеют достаточно средств, что порождает увеличение бюджетов у этой категории клиентов. Ко второй группе относятся банки, имеющие развитый бизнес, которые проводят сделки слияний и поглощений. В таких структурах уже существуют бизнес-линейка и фронтофисные продукты, поэтому ими в первую очередь востребованы централизация и объединение систем. И третья группа — это банки, для которых основной целью является выживание в условиях кризиса и сохранение бизнеса. Таких банков больше половины, и их IT-бюджеты пострадали сильнее всего. Сейчас многие из них пересматривают форматы сопровождения действующих IT-систем для сокращения издержек. Такие клиенты у нас есть, мы им чаще всего предлагаем автоматизацию работы на условиях аутсорсинга, который позволяет существенно снизить расходы.
Если говорить о закрытых проектах, то в первую очередь банки отказались от имиджевых проектов с длительным сроком окупаемости. Например, до кризиса банк задумал покупку дорогостоящей зарубежной IT-системы, чтобы повысить привлекательность в глазах потенциальных инвесторов. Но сейчас такие «фишки» потеряли свою актуальность, инвесторов больше интересуют финансовые показатели, нежели модные аксессуары.
Спрос на автоматизацию изменился структурно: если раньше многие банки в розничном кредитовании делали ставку на автоматизацию потребительского и экспресс-кредитования, то сейчас больший приоритет поставлен управлению рисками, реструктуризации и автоматизации collection.
— Можно ли говорить о том, что сейчас многие банки переходят с зарубежных IT-систем на российские?
— В России никогда не было значительного количества банков с зарубежными IT-системами. Пожалуй, продекларировали внедрение иностранных платформ около 10% банков из топ-50, а реально внедрили их не более 5%. Уже работающие системы банки ломать в большинстве случаев не будут, однако в случаях, когда банк планировал инсталляцию «имиджевой» зарубежной системы, проекты приостановлены, и банки продолжают работать на действующих системах или приступают к внедрению новых систем российских компаний. И это сейчас является одним из мощнейших факторов роста для наших проектов с крупными банками.
— Насколько нам известно, ЦФТ сейчас выводит на рынок новую систему. Чем она отличается от других?
— Правильней было бы сказать, что мы выводим на рынок не новую систему, а новое ядро системы. Нельзя сказать, что мы создали абсолютно новую бизнес-логику «кредитов», «депозитов», «РКО» и других банковских продуктов. Бизнес-логика на технологическом уровне осталась прежней, мы просто вынесли ее с сервера базы данных на сервер приложений и фактически получили новое ядро и новую архитектуру. Речь идет о системе с архитектурой нового поколения «Платформе 2 MCA (mission Critical Application)». Эта платформа создана в архитектуре J2EE — именно в этой архитектуре построены лучшие западные системы. Она позволяет работать с большими объемами данных. За счет изменения архитектуры мы увеличили и без того высокую производительность нашей платформы в 7–10 раз и сейчас можем работать с оборотами порядка 100 млн документов в день и 50 тыс. пользователей единовременно, если банкам необходимы такие объемы. В то же время за счет разделения прикладной логики и базы данных у нас появилась возможность масштабировать систему не серверами класса hi-end, а серверами нижнего уровня или уровня middle-range. То есть в качестве сервера базы данных остается middle-range, а система масштабируется серверными лезвиями, суммарная процессинговая мощность которых в деньгах будет стоить в 10 раз дешевле, чем hi-end сервер такой же мощности. Мы уверены, что эта система будет востребована у клиентов и у нее счастливое будущее. Серьезный интерес к новому решению уже демонстрирует ряд крупных отечественных банков.
— В хорошие времена всегда трудно было найти высококвалифицированных специалистов. Что сейчас происходит с кадрами на IT-рынке?
— У многих банков отозваны лицензии, ряд банков находится в процессе санации — естественно, на рынке труда за счет сокращений появилось достаточно много свободных IT-специалистов. Но в целом докризисные тренды сохраняются: найти специалиста среднего звена или даже топ-менеджера гораздо проще, чем рядового квалифицированного IT-работника. Это связано с тем, что в первую очередь урезаются самые дорогие, «топовые», зарплаты, а рядовых работников, которые занимаются сопровождением систем, обычно оставляют. Все это влияет на текущую кадровую ситуацию в отрасли.
— Как кризис повлиял на бизнес ЦФТ?
— Повлиял мощно, но влияние это положительное. Наша компания не просто остается на плаву, как многие другие участники рынка, мы не просто сохраняем обороты на прошлогоднем уровне или сокращаем их. ЦФТ продолжает расти, и я надеюсь, что наша устойчивая последние годы позиция «Лидера по масштабу бизнеса» в сегменте банковской автоматизации останется непоколебимой.